Карпатский еврорегион - организация способствующая межгосударственному региональному сотрудничеству.

Карпатский єврорегион был создан 14 февраля 1993 года на основании договора, подписанного в г. Дебрецене (Венгрия) представителями местных и региональных органов власти приграничных регионов Венгрии, Польши, Украины и Словакии.
На сегодняшний день в состав Карпатского еврорегиона входят приграничные области Польши, Венгрии, Словакии, Украины и Румынии, которые занимают территорию 149 000 кв.км, с населением свыше 15 млн. человек:
От Венгерской республики - медье (области) Соболч-Сотмар-Берег, Хойду-Бигор, Боршод-Обоуй-Земплейн, Хевеш, Яс-Нодькун-Солнок, города с правом медье Ньиредьхаза, Дебрецен, Мишколц, Эгер, Солнок.
От Республики Польша - Подкарпатское воеводство.
От Украины - Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая области.
От Словацкой Республики - Кошицкий и Прешовский края.  
От Румынии - жудецы (округа) Сату-Маре, Бая-Маре, Орадея, Сэлаж, Ботошани, Сучава, Харгита.

Основными заданиями Карпатского еврорегиона есть:
1) организация и координация действий, которые способствуют сотрудничеству в экономической, научной, экологической, культурной сферах, сфере образования;
2)   предоставление помощи в разработке и осуществлении конкретных проектов направленных на активизацию трансграничного сотрудничества;
3) способствование развитию контактов среди населения территорий, входящих в Еврорегион;
4) поддержка регионального развития членов Карпатского еврорегиона;
5) посредничество между членами Еврорегиона и международными организациями.
Для достижения уставных целей созданы и действуют постоянные рабочие органы, которые занимаются решением конкретных задач и координируют работу членов Еврорегиона   в отдельных сферах.
За время существования Карпатского еврорегиона удалось добиться значительных результатов:
1) при непосредственном участии Еврорегиона открыто несколько новых, а также проведена реконструкция существующих пограничных переходов между государствами-членами Еврорегиона;
2) Карпатский еврорегион вступил в Ассоциацию приграничных регионов Европы, что способствует налаживанию международных связей членами Еврорегиона;
3) При помощи Секретариата , который является постоянно действующим исполнительным органом Карпатского еврорегиона, члены Еврорегиона имеют возможность участвовать в совместных с Европейским Союзом проектах, по развитию трансграничного сотрудничества.
4) Благодаря активной работе Национальных представительств и Рабочих комиссий, членами Еврорегиона   проводятся совместные мероприятия в экономической, культурной, социальной, образовательной, экологической и научной   сферах.
Среди основных проблем следует отметить введение визового режима отдельными государствами, приграничные регионы которых. входят в состав Еврорегиона. Усложнение процедуры пересечения границы между регионами-членами Карпатского еврорегиона существенно ухудшит возможности трансграничного сотрудничества, которые существуют на сегодняшний день благодаря географическим историческим и геополитическим факторам.
Следующей проблемой, которую на мой взгляд необходимо отметить, есть проблема законодательной базы и унификации норм законодательства. На сегодняшний день государствами, приграничные регионы которых входят в состав Карпатского еврорегиона, не выработано единого подхода к принятию юридических норм которые, в первую очередь, регулируют внешнеэкономический оборот. Кроме этого, в государствах, которые переживают этап перехода от плановой к рыночной экономике, наблюдается нестабильность законодательства, коллизии между отдельными нормативными актами и т.д. Данные факторы также не способствуют развитию трансграничных отношений на должном уровне.
Что касается вопроса финансирования отдельных программ , то тут необходимо подметить, что основным источником финансирования является бюджет еврорегиона. Формирование бюджета проходит таким образом, что каждая из сторон-участников финансирует работу рабочих органов Карпатского еврорегиона, находящихся на ее территории, а рабочие органы, в свою очередь, финансируют исполнение конкретных программ. Существенным источником финансирования также является помощь благотворительных организаций и доноров, в первую очередь по линии Евросоюза.

Ален Панов, Представитель Украины в Карпатском еврорегионе.




Особенности государственного менталитета населения Закарпатья.

Серьезным свидетельством   сознательности любого народа есть его стремление иметь собственное национальное независимое   государство. Однако при этом   важно помнить, в достаточной ли мере этот сознательный народ понимает наличие объективных и субъективных возможностей создания такого государства, его нормального существования и обеспечения действительного суверенитета.
Указанные проблемы интересно прослеживаются в историческом опыте развития государственности в Закарпатье.
Нередко население края обвиняется в отсутствии понимания необходимости иметь свое государство, нерешительности борьбы за него. На самом деле, эта проблема выглядела иначе.
Закарпатье на протяжении   столетий находилось в составе чужеземных государств. Его население, хорошо понимая невозможность создания и нереальность существования небольших государств, достаточно четко ставило вопрос о своей государственности посредством получения широкой автономии в составе какого-то сильного государства.
Так, под влиянием революционных событий середины прошлого века в Европе по инициативе известного политического деятеля края А. Добрянского был поставлен вопрос об образовании автономного политического округа русынов в составе Австрийской империи. 1
После первой мировой войны и распада Австро-Венгрии русыны Закарпатья начали активное движение за свою автономию в составе одного из соседних государств, которые образовывались в это время.
21 декабря 1918 года венгерский парламент принял закон номер 10 “Про автономию Руской Нации, которая проживает в Венгрии”, согласно которого русынам   предоставлялась широкая автономия под названием “Руская Краина”2.
21 января 1919 года на всенародном конгрессе угорских русынов в городе Хусте было принято резолюцию “объединить комитаты Мараморош, Угоча, Берег, Уг, Земплин, Шариш, Спиш и Абауй-Торна с Соборной Украиной, прося, чтобы новое государство при исполнении этого объединения установило отдельное   положение угорских Русынов”3.
Убедившись в нереальности реализации этих проектов на практике, русыны края начали вести конкретную деятельность направленную на вхождение Закарпатья в состав демократической чехословацкой республики на правах широкой автономии.
Решение по этому вопросу было принято на Сен-Жерменской мирной конференции   10 сентября 1919 года 4. После продолжительной борьбы в конце 1938 года в Закарпатье были созданы первые автнономные органы власти во главе с А. Бродием и А. Волошиным, а 22 ноября 1938 года   чехословацкий парламент принял Конституционный закон “Об автономии Подкарпатской Руси”, полной реализации которого воспрепятствовала вторая мировая война. 5
В конце тридцатых годов, конкретнее 15 марта 1939 года в сложных политических условиях   в Закарпатье была провозглашено самостоятельное государство Карпатская Украина.
Однако, это государство состоялось только на этапе его провозглашения.
На завершительном этапе второй мировой войны, после освобождения Закарпатья тут действовало еще одно специфическое государственное образование переходного периода под названием “Закарпатская Украина”, в котором были созданы свои органы власти и управления, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Однако   и   оно проводило свою конкретную деятельность только с конца 1944 года до января 1946 года 6.
После воссоединения Закарпатья с Украиной исторические традиции автономности в крае еще один раз проявилась во время всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года, когда 78% закарпатцев, подтверждая свое желание жить в независимом украинском государстве, выразились за желание иметь специфическую самоуправляющуюся территорию.
Волеизъявления закарпатцев на референдуме до сегодняшнего времени не реализованы.
Руководство области в этих условиях ищет и иные возможности для реализации экономического потенциала края в различных межгосударственных региональных структурах. Конкретным проявлением этих поисков является активное участие Закарпатское области в Карпатском еврорегионе.
профессор Михаил Болдижар,доктор исторических наук
Примечания:
1. Детальнее про это см.: Магочі П. Формування національної самосвідомості:Підкарпатська Русь/1848-1948.-Ужгород, 1996.-С.47.
2. Цит. по: Стерчо П. Карпато-Українська держава.-Торонто, 1965.-С. 224.
3. Там само.-С.224.
4. Болдижар М. Від самовизначення через автономію до самостійної держави.// Карпатська Украіна.-Ужгород, 1999.-С.54.
5. Див. Стерчо П. Назв.праця.-С.235.
6. Болдижар М., Грін О. Закарпатська Украіна: державно-правовий статус і діяльність.-Ужгород, 1999.